Типы женской фигуры. Определение и рекомендации


Я постараюсь рассказать вам все основные моменты изображения фигуры человека. В данном уроке начнем с прорисовки женской фигуры. Обращаю Ваше внимание на то, что это будет модельерский рисунок, а не обычный. Главное отличие его это пропорции. Женская фигура у художника-модельера имеет более утонченные черты, более вытянутый силуэт, чем у художника портретиста.
Обычно за единицу измерения фигуры человека принято считать «длину головы». Рост человека равен 7−9 длинам головы. Это обычные природные пропорции. У кого-то больше, у кого-то меньше, в зависимости от конституции тела. Изображая женскую фигуру, художник - модельер стремится к пропорциям 1/10−1/12. Естественно, изменение пропорций осуществляется за счет удлинения ног модели. Таким образом, получаем эталон современной красоты - девушки с длинными ногами. Но, не переусердствуйте. Чрезмерная идеализация фигуры тоже не нужна. Костюм, в который вы оденете свою модель, должен «читаться», что бы заказчики видели, что именно вы изображали, а не угадывали.
Начнем с максимально простой фигуры. Без каких-либо разворотов и сложных поз. Пока учимся ориентироваться в пропорциях и схеме.
Итак, приступим. Что нам понадобится? Лист бумаги, формата А4, простой карандаш, ластик. Ничего страшного не случится, если в первый раз вы возьмете еще и линейку.
Будем работать с фигурой, пропорции которой возьмем 1/10.
1. Лист бумаги располагаем вертикально. Посередине проводим вертикальную линию (далее осевая линия) и отмечаем на ней высшую точку - это будет макушка, нижнюю - стопы;
Далее, полученную нами осевую линию делим на 10 равных частей. Вы уже догадались, что одна из этих частей будет равна длине головы;
Сразу можем определиться с шириной нашей модели. Для этого измерьте получившуюся длину головы и отложите это расстояние влево и вправо от осевой линии. Получена сетка, в которую мы впишем фигуру;
Вторую часть сверху можем условно поделить пополам − получаем линию плеча. Третья линия является линией талии. Четвертая − линия бедер. Седьмая часть будет условно линией колен.
(Рис. 1).

2. Определяемся с шириной нашей модели. Отмечаем на эскизе контуры головы, плечи, ширину талии, ширину бедер, направление ног;
Голову не обязательно вписывать во всю длину одной части. Смотрите по рисунку, не забывайте, что нам нужно нарисовать шею. А она, как известно не должна быть укороченной. Это портит женскую фигуру. Лучше ее сделать длиннее, чем короче, запомните.
Плечи должны иметь естественную округлость. Покатыми их тоже не стоит рисовать. На сегодняшний день модна спортивная фигура, имеющая раскрытые прямы плечи;
Ширину талии можно определить следующим образом: Разделите каждую часть по горизонтальной линии пополам - это и будет ваш ориентир. Можно нарисовать и уже, но опять же не переусердствуйте. Тонкая талия красиво, но не забывайте о естественности;
Уровень бедер можно немного опустить, вплоть до пятой линии, но не более. Чем уже - тем выше самая широкая часть. Чем шире - тем ниже опускаем;
Направление ног определяет планируемая поза модели.
(Рис. 2).


3. Стараемся прорисовать контур нашей модели. Линии делаем плавными, карандашом не давим на бумагу, т.к. по всей видимости, вам придется стирать;
Прорисовываем контуры ключицы;
Уровень груди стараемся расположить на второй линии. Выше не надо, можно немного опустить. Она нам понадобится для ориентира, конечно же мы не будем прорисовывать все анатомические особенности. Тоже касается и уровня паховой области;
Изгиб талии тоже делаем плавный;
Обратите внимание на контуры ног. В области колен направление преломляется и имеет волнообразный изгиб.
(Рис. 3).


4. Оформляем наш рисунок полностью.;
Можем контурно наметить волосы, черты лица;
Плечевой скат можем немного опустить;
Уровень бедер и паха также можем отрегулировать, опустив чуть ниже;
Прорисовываем колени и внутреннюю линию ног. Начиная от паховой области, линии ног могут сойтись, но возле колен старайтесь их немного развести, далее в области икр можно опять линии свести. Таким образом, вы получите естественный изгиб и избежите распространенную ошибку изображения ног - когда ноги выглядят как «морковки», равномерно сужаясь к низу;
Стопы прорисовываем схематично. Не надо стараться прорисовать каждый палец на ноге. Схематично покажите направление стопы;
Руки. Они также имеют изгибы. Локоть постарайтесь разместить в области талии - можно немного опустить. Плечо должно быть длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть так же, как и стопу показываем схематично.
(Рис.4).

Отрисуйте несколько раз данный урок, что бы закрепить его. В дальнейших уроках я покажу вам, как рисовать фигуру в развороте, отрисуем разные позиции ног и рук, научимся рисовать стопы и кисти. Также будет много уроков, в которых я расскажу о секретах, которые используют рисовальщики моды. Позже перейдем к рисованию одежды, где так же будет много интересного и полезного.
На рисунке 5 вы может видеть простой модельерский рисунок, на котором изображена модель женского прилегающего платья. Эскиз не сложный, схематический, выполнен простым карандашом. Время выполнения такого рисунка около 10-15 минут, не более.

Это урок научит вас основам построения пропорциональной стройной фигуры для fahion-эскизов . Он содержит базовые знания, которые послужат основой для других уроков, где изображены модели в различных позах. В основном, мы будем разбираться с самим туловищем и ногами. Я покажу вам, как нарисовать модельные фигуры высотой в 8, 9 и 10 голов. Если вы хотите узнать как нарисовать голову и лицо, посмотрите этот .

Прежде всего, модельный эскиз не является частью реализма. Конечно, модельные наброски похожи на обычных людей, поскольку в большинстве случаев они служат для показа одежды на реальных человеческих фигурах. Однако, пропорции эскизов далеки от реальных пропорций тела. Так что комментарий типа «Настоящие женщины не выглядят так», адресованный fahion-эскизу сравним с комментарием «Это нереальный мир», адресованный картинам Сальвадора Дали. Fashion-эскиз — это АБСТРАКЦИЯ.

Прежде чем развивать свой собственный стиль рисования fahion-иллюстраций , вы можете практиковаться, работая со «стандартными» пропорциями тела, которые используют большинство модных иллюстраторов. Итак, давайте приступим к работе!

Рисуем фигуру девушки для fashion-эскиза

Посмотрите на изображение ниже. У этих трех фигур разные пропорции и они производят разное впечатление. Первая фигура действительно вытянутая и выглядит неправдоподобно. Третий эскиз выглядит наиболее естественно. Тем не менее, все три фигуры построены одним и тем же способом.

Как правило, мы рисуем голову размером 2.5 Х 1.5 см. Я собираюсь использовать в данном примере эти цифры. Так, длина головы равна 2.5 см (на третьем примере 2.2 см). Во всех трех примерах длина туловища (от подбородка до линии бикини) эквивалентна высоте трех голов, то есть:

Длина головы х 3 + 1 см = длина туловища

2.5 х 3 + 1 = 8.5 см

  1. ГОЛОВА

  1. ШЕЯ И ПЛЕЧИ

Шаг 1. От подбородка отсчитайте 1 или 1,5 см и найдите шейный вырез, провал между шеей и ключицами. Нарисуйте две линии.

Шаг 2. Нарисуйте две вертикальные линии на шее (ширина зависит от типа фигуры – худая или спортивная) и две горизонтальные линии для плеч (ширина плеч = 4 см).

Шаг 3. Изогнутыми линиями обведите контуры тела.

  1. ГРУДЬ

Шаг 1. Определите подмышки. Там должно быть достаточно места, чтобы вместить небольшой круг между углом лопатки и впадиной подмышки.

Шаг 2. Отсчитайте 1 см вниз от шейного выреза. Начинаем рисовать нижний контур груди. Для меня он выглядит как палатка️⛺. Но это только один тип груди, конечно, и формы и размеры варьируются. Внешний контур выглядит как буква S.

  1. ТАЛИЯ И БЕДРА

По нашим расчетам длина туловища от подбородка до бедер равна 8,5 см. Ширина бедер равна ширине плеч.

Для того, чтобы нарисовать форму тела «песочные часы», проведите две пересекающиеся диагональные линии, соединяющие точки плеча с противоположной точкой бедра. Таким способом намечаем форму тела, как показано на изображении.

Ну, вернемся к изображению с тремя фигурами и головами. Как видите, длины ног для всех трех моделей равны 6, 5 и 4 головам соответственно. Все, что вам нужно сделать, это посчитать:

Длина головы х N = длина ног

Рисунок 1: 2,5 х 6 = 15 см

Рисунок 2: 2,5 х 5 = 12,5 см

Рисунок 3: 2,5 х 4 = 10 см

Если разделите эту длину на 2, то получите колени. В нашем случае это 15 см/2= 7,5 см.

Шаг 1. Вычислите 7,5 см вниз от промежности и найдите колени. Рисовать их нужно как два близко расположенных круга. Нарисуйте внутренний контур коленей, как показано ниже (зеленым цветом).

Шаг 2. По обе стороны промежности чуть выше нарисуйте два круга. Соедините их с коленями.

Шаг 3. Для того, чтобы прорисовать внутренние мышцы бедер нарисуйте один круг под промежностью и еще один круг выше колен (на рисунке отмечены как 3 и 3′).

Шаг 4. Нарисуйте контур бедер, как показано ниже.

Шаг 5. Чтобы найти щиколотку, отсчитайте 7,5 см вниз от точки колена. Вы можете обозначить их кружками поменьше. Расположение их должно быть немного ближе друг к другу, чем у коленей.

Шаг 6. Нарисуйте контур икр. Обратите внимание на форму мышц показанную выше.

  1. СТУПНИ

Под “длиной ноги”, мы имеем в виду общую длину от голеностопа до кончика большого пальца.

ДЛИНА ГОЛОВЫ = ДЛИНЕ СТОПЫ

2,5 см = 2,5 см

Шаг 1. Помните, что внутренняя кость на лодыжке расположена выше, чем внешняя.

Шаг 2. Нарисуйте внутренний контур стопы. Он сильнее выражен, чем внешний. В этом примере мы рисуем ноги на высоких каблуках. Длина 3/4 длины головы.

Шаг 3. Нарисуйте внешний контур стопы.

Шаг 4. В зависимости от формы носа обуви, дорисуйте ноги.

Используйте шаблон для fashion-эскизов

Вы можете скачать шаблон всех трех типов фигур и использовать его для своих проектов, а также в качестве основы в следующих уроках fahion-иллюстрации.

Видео-инструкция

Этот видео-урок посвящен отрисовке фигуры в 8 голов. Однако здесь я использую иной подход. Посмотрите, он может показаться вам более удобным.

Перед тем, как начать….

Рада приветствовать вас на уроках для начинающих дизайнеров

«Азбука рисования для дизайнера одежды».

Вместе с Вами шаг за шагом мы будем постигать основы рисования эскизов. Дизайнер одежды – это интереснейшая профессия, которая помогает мне каждый день с удовольствием идти на работу и радоваться каждому дню.

Работа дизайнера одежды — это мыслительный процесс, который заставляет думать и всюду находить идеи.

Профессиональным дизайнерам помогают скетчбуки – это специальные альбомы для эскизов, которые бывают разных размеров и форм, они помогают собрать интересные идеи, зарисовать их, сделать необходимые пометки, а потом, когда идеи понадобятся, стоит просто заглянуть в скетчбук.

В создании эскизов очень важно корректно рисовать фигуру человека, соблюдая верные пропорции. Этот навык необходимо тренировать всю жизнь, делая зарисовки и наброски фигуры человека.

Еще в институте нас заставляли каждый день рисовать наброски с натуры: в метро, на улице, дома, где придётся, в любое время и в любом месте. Это стало хорошей привычкой — каждый день рисовать человека в одежде, изучая строение фигуры, пластику ткани, детали одежды. Ведь фигура человека и одежда неразрывно связаны – это очень важно, т.к. дизайн одежды, всегда ориентирован на определенные пропорции и членения.

Совет 1: приобретите скетчбук, любой, который понравится, и делайте зарисовки, они скоро Вам понадобятся. ☺

Совет 2: рисуйте друзей, коллег, родственников – это даст вам возможность постоянно думать о тех, для кого вы создаете свои модели.

Перед тем как приступить к моделированию одежды, необходимо изучить основы рисования. В первом уроке мы рассмотрим, как правильно рисовать модную фигуру, научимся создавать базовый шаблон.

Нарисуем несколько шаблонов, которые помогут вам на первых порах. Вы сможете использовать их для моделирования, чтобы не тратить усилия на прорисовку фигуры человека каждый раз, когда Вы рисуете новые модели.

Принадлежности для рисования

Для наших уроков понадобятся простой карандаш – мягкостью 3B-7B, ластик и листы формата A4. Желательно, брать бумагу хорошего качества, но не очень плотную. Это нужно для того, чтобы при наложении чистых листов на базовые шаблоны фигур, или кроки, как их еще называют, были видны очертания. Также это может быть скетчбук формата А4, скрепленный на пружину или просто со склеенными листами. Иногда в скетчбуке бывают специальные кармашки для хранения карандаша и ластика – это тоже очень удобно.

Место для рисования

Чтобы начать рисовать, надо выбрать подходящее место и выделить время. Подумайте, где Вы будете чувствовать себя наиболее комфортно, а может быть Вам нужно включить музыку и налить чашечку кофе? ☺ А почему бы и нет, если Вас это вдохновляет!

Попробуйте работать на плоской поверхности стола, под углом, когда папка находится в наклонном состоянии, в конце концов, даже на полу. Выберите то положение, в котором Вам будет наиболее удобно.

В процессе рисования вы поймете, какой именно карандаш вам подходим больше. Примеры в обучающих уроках выполнены карандашом 6B-7B. Такие карандаши хорошо растушевываются и при их помощи можно добиться более мягких переходов тона. Если вы возьмете более твердый карандаш, например, HB, то сможете рисовать более четкие тонкие линии.

Рисуем фигуру при помощи метода простых форм

Каждый начинающий дизайнер на определенном этапе своей деятельности часто сталкивается с задачами:

1. Как нарисовать фигуру человека, так, чтобы она была в правильных удлиненных пропорциях, которые применяются в fashion-эскизах?

2. Как правильно изобразить модную фигуру в движении в эффектной позе?

3. Как сделать так, чтобы эскиз выглядел профессионально?

В ходе выполнения этого упражнения, фигура человека делится на простые геометрические формы . Это необходимо для того, чтобы понимать, как соединяются и как двигаются части тела, и поможет вам изображать одежду на теле человека. В модной иллюстрации обычно фигурируют модели с длинными ногами, особенно они удлинены ниже колена. При этом, важно помнить, что все остальные части тела должны удлиняться пропорционально ногам, создавая элегантное и пропорциональное тело.

Голова является модулем, который помогает нам нарисовать тело в правильных пропорциях. В обычной фигуре человека голова помещается 7-8 раз, в модной фигуре ноги удлиняются, и голова человека помещается около 10 раз.

После того, как вы выполните это задание, можете оставить эту фигуру, как один из базовых шаблонов для будущих эскизов. Очень важно это сделать самостоятельно в начале работы над эскизами моделей. Уделив должное внимание и время на эту тренировку, освоив основные фигуры, их соотношения и пропорции, в дальнейшем вы будете рисовать базовую фигуру инстинктивно.

Каждый день тренируйте себя, нарабатывайте новые приемы, применяя разные инструменты, и шаг за шагом улучшайте свой профессиональный уровень.

Недостаточно только посмотреть на схему и запомнить сочетания форм, надо самостоятельно выполнить это упражнение, потратив на него 30 минут.

Заманчивые привилегии

Благодаря умелому владению и правильной технике, в дальнейшем дизайнер может расставлять акценты, ключевые моменты стилистики. Дизайнер во время своей деятельности может создавать множество «рабочих» эскизов, совсем не идеальных и ровных. На них может быть видно строение тела, важные детали, пометки и надписи.

Спрятанная структура

Эти рисунки показывают, как сделана спрятанная под одеждой фигура, и

как последовательно нарисовать верхний слой, представляющий одежду. Верхний слой, как и нижний, может быть сделан карандашом.

Домашнее задание

Нарисуйте кого-нибудь из своих родственников или друзей. Попытайтесь тонкими линиями нарисовать фигуру, выполняя ее из геометрических форм, как на рисунке выше. Затем вторым верхним слоем наметьте линии одежды. Выделите более темными четкими линиями основные детали костюма – воротник, застежку, складки. Если необходимо – создайте тон – заштрихуйте детали или разотрите карандаш пальцем, либо небольшим кусочком бумаги.

Полностью урок «Рисование фигуры» из вы можете приобрести за 500 рублей. После оплаты вы мгновенно получите на почту материалы урока: видео, текстовый файл и.pdf

При покупке этого урока, вы получите скидку 500 рублей на любой из полных вариантов курса.

Заполните форму и оплатите курс удобным для вас способом. После успешной оплаты вам на почту МГНОВЕННО придёт ссылка на скачивание видео-уроков.

Пока у нас доступен один способ мгновенной оплаты через Яндекс.Деньги. Выберите в выпадающем меню способ оплаты «Яндекс-деньги», там также будет возможна оплата всеми основными видами банковских карт.

Получайте удовольствие от рисования, не расстраивайтесь, если что-то сразу не получается. Только многократное повторение упражнения даст первые результаты. Успехов!

Для сдачи теоретической части экзамена, необходимо было выполнить домашние задание по всем пройденным 21 урокам. Темы очень интересные и обширные: определение формы лица, разбор гардероба, составления шоппинг-листа, фирменные стили модных домов, работа на фэшн-съемке, взаимодействие с клиентом, создание коллажей, колористика, определение тенденций будущего сезона, стили субкультур, и, конечно, определение своего типа фигуры и рекомендации по подбору одежды для каждого типа.

В следующих постах (ну не прям в следующих…) я обязательно расскажу вам о том, как определить индивидуальный колорит внешности (индивидуальный, а не банальные “времена года”, являющиеся весьма субъективным методом) , а также покажу, как с помощью коллажа из всего, что вам нравится привнести изменения в свой стиль, находясь в полной гармонии с собой.

Существует множество классификаций типов женских фигур, а также различные он-лайн сервисы, помогающие определить тип по введенным индивидуальным параметрам.

Я расскажу вам о классической, привычной многим и наиболее понятной классификации, состоящей из пяти типов:
песочные часы , прямоугольник , груша , треугольник и яблоко .

Чтобы большая статья не превратилась в кучу букв, которые тяжело и лениво читать, я постараюсь донести материал кратко и понятно: в описании каждого типа женской фигуры я обозначу характерные черты, области, склонные к полноте, определю задачи по коррекции (если нужно) и локанично опишу рекомендации и нежелательные решения для обладательниц данного типа. Каждое описание сопровождается коллажами, которые я готовила в качестве домашнего задания на курсах для лучшего усвоения информации, но, возможно, и вам они станут полезны.

Определение типа фигуры

Чтобы определить свой тип фигуры, существует следующий алгоритм действий:

1. Сравнить ширину плеч и бёдер
Производим измерения со спины, с середины левого плеча до середины правого и с боковой стороны бедра до противополжной.
Сравниваем две полученные цифры:
одинаковые = ⧗ ▊⚫
больше бёдра =
больше плечи =

2. Оценить округлость или прямоту бедра
Визуально оцениваем внешнюю линию бедра от талии до колена.
округлое = ⧗▲
прямое = ▊⚫▼

3. Разница в размерах верха и низа
Одинаковый ли у вас размер блузки и джинс?
верх больше =
низ больше =
нет разницы = ▊⧗⚫

4. Определить особенности фигуры, которые нуждаются в коррекции (если такие есть), например: очень большая/маленькая грудь, не ровные ноги, очень низкий/высокий рост и пр.

После проведения замеров, считаем, значков какого типа фигуры у вас получилось больше всего – это и есть ваш тип фигуры.

Песочные часы ⧗

Пышный бюст, полные бёдра, узкая талия. Первые два пункта не нужно принимать буквально, здесь, скорей, имеется ввиду ярко выраженный контраст в объёмах бёдер, груди и линии талии, которая у “песочных часов” всегда тонкая. Необязательно иметь пышную грудь четвёртого размера, чтобы быть “песочными часами”)).

Полнеет: с сохранением выраженной линии талии, икры и щиколотки остаются стройными.

Задача: “Песочные часы” считается идеалом женской фигуры и не нуждается в коррекции. Основная задача – не испортить природную красоту изгибов мешковатой одеждой, т.к. попытка скрыть женственные формы может привезти к нежелательному эффекту – сделать фигуру более полной. Однако, подчёркивать женственность форм нужно очень аккуратно, чтобы образ не превратился в Ким Кардашьян вульгарный.
Худые “песочные часы” легко могут носить одежду, рекомендованную для “прямоугольника” (полуприлегающего силуэта, но не мешковатую).

– Струящиеся ткани, акцент на талии
________________________

– Плотные и жесткие ткани, резкие линии, вульгарность.

Груша ▲

Полные бёдра при небольшом верхе, ярко обозначенная талия, небольшая грудь, тонкие руки, массивные щиколотки.

Полнеет: в нижней части (бёдра, ноги)

Задача: привести “грушу” к “песочным часам” (сделать верхнюю часть тела более объёмной, а нижнюю сузить)

– акцент в верхней части: светлые цвета, принты, яркие детали

– приталенный силуэт

– плавные линии кроя и мягкие ткани

– подплечники, акценты на плечах

– объёмные шарфы, актуальные в этом сезоне шляпы, крупные аксессуары

– толстый каблук

________________________

– акцент на нижней части тела

– горизонтальные линии в области бёдер, например брюки/джинсы с заниженной талией

– светлый низ

– прямой силуэт, А-силуэт

– укороченные брюки

– обувь с ремешком на щиколотке и тонкие шпильки (подчеркнет массивность)

Прямоугольник ▊

Объёмы талии, бёдер и груди примерно равны. Нечёткая линия талия, стройные, часто длинные ноги.

Полнеет: равномерно

Задача: фигура “прямоугольник” считается модельной и самой универсальной. В коррекции не нуждается. По большому счёту, обладательницы “прямоугольной” фигуры могут носить всё, что угодно, нужно лишь быть аккуратной с элементами романтического стиля, совсем не история “прямоугольников”.

– Декольте

– плотные, жесткие ткани

– спортивный крой

– классика

– деловой стиль

– обувь на плоском ходу (но и каблуки, естественно, не исключаются)

________________________

– акцент на талии (у “прямоугольника” линия талии слабо выражена, если делать на ней акцент, отсутствие талии лишь подчеркнется! Не нужно подчёркивать то, что не является достоинством)

– романтический стиль (рюши, воланы, летящие платья и пр.)

Треугольник ▼



Широкие плечи, узкая талия, стройные ноги, плоская попа. “Мужская” фигура.

Полнеет: в плечах, руках и щеках.

Задача: привести фигуру к “прямоугольнику” – сделать плечи уже. Не в коем случае не пытаться скорректировать до песочных часов (не расширять низ).

– акцент на бедра (светлый низ, принт)

– полуприлегающий силуэт

– спортивный стиль

– жесткие ткани

– вещи “мужского” кроя (рубашки)

– жилеты

– V- образный вырез

– длинные шейные украшения, галстуки (“вытянуть” туловище)

– рукав-реглан

– длинные волосы

________________________

– стрижка каре

– акцент на верхей части тела

– шляпы, шарфы, крупные серьги

– мягкие ткани

– воланы, кружева, цветочный принт

– топы и платья с тонкими лямками (иллюзия контраста: маленькое рядом с большим кажется еще меньше, и наоборот. Тонкие лямки сделают плечи шире)

– аккуратнее с футболками. Отдавать предпочтение рукаву “три четверти” или подворачивать длинный рукав.

Яблоко ⚫

Полная талия, покатые плечи, стройные ноги.

Полнеет: талия, живот, руки, шея
Задача: из мягких линий, присущих типу фигуры “яблоко”, сделать более жёсткие, скрыть живот, привезти к “прямоугольнику”.

– акцент на ногах

– декольте (но не забываем о том, что подчеркиваем мы только достоинства фигуры!)

– полуприлегающий силуэт для стройного “яблока”, А-силуэт для полного

Спасибо за внимание!)

Рита Маслова – блогер, дизайнер, фотограф, стилист, мама из Москвы. Пишу о моде, «макияжу» и показываю много образов на видео в instagram, веду сайт с 2014 года. Предметный фотограф, content creator, снимаю для брендов.

Рисунок с натуры гипсовой женской фигуры является итогом всего программного курса. Эта практическая работа выполняется студентами самостоятельно, дает возможность проявить профессиональную грамотность владения графическими материалами, а также степень подготовленности к деятельности в области изобразительных искусств.

Рисунки выполнены автором с консультативной целью. Представлены два варианта практической работы - рисунки с натуры гипсовых фигур Афродиты Милосской и Венеры Медичи. Для каждого варианта гипсовая фигура проанализирована с трех точек зрения рисующего.

В качестве вводного задания дается работа над гипсовым женским торсом. Кроме наглядных примеров для выполнения самостоятельной работы приведены основные теоретические обоснования. В этой практической работе перед студентом стоят следующие задачи:

  1. выявить пропорционально-конструктивный строй фигуры человека;
  2. найти особенности пластической и анатомической основы женской фигуры;
  3. определить и передать тоновую информацию, выраженную пластику сложной формы гипсовой женской фигуры;
  4. самостоятельно оценить выполненный рисунок.

Сравнительная характеристика пропорций мужской и женской фигур

Пропорциональный канон человеческой фигуры рекомендует брать за модуль голову. Рассмотрим примеры, где размер головы укладывается восемь раз во всей высоте фигуры. Фигура человека делится по высоте на две равные части. Лобковое сочленение является серединой мужской и женской фигур. Основное отличие женской фигуры - более широкий таз в сравнении с плечами. Развитость молочной железы увеличивает расстояние от яремной впадины до сосков.

На рисунке можно сравнить более мелкие пропорции мужской (а) и женской (б) фигур. Пропорции даны без перспективных сокращений и характерных изгибов человеческой фигуры. Все размеры как бы распластаны в одной плоскости. Во время выполнения рисунка необходимо их проверять по натуре.

Средний рост мужчины больше женского. Если сравнивать голову, то лицевая и мозговая части у женщин чаще всего равны. У мужчин же бывает иногда, что лицевая часть больше мозговой. У женщин более тонкая и длинная шея. Плечевой пояс у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому руки у женщин несколько короче. Поясничный изгиб у женщин сильнее, чем у мужчин. Эта особенность скелета удлиняет область живота и увеличивает ягодичные мышцы. Кроме того, жировая прослойка округляет женскую фигуру.

Приведены только общие различия, не учитываются и возрастные изменения. Некоторые детали в пропорциях мужской и женской фигур приведены также на рисунках представленных ниже.

Выполняя рисунок женской фигуры, необходимо:

  1. определить положение всей фигуры в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений;
  2. правильно закомпоновать изображение фигуры в плоскости листа, передать пластико-структурно-функциональные связи женской фигуры;
  3. определить характер движения каждой отдельной части и всей фигуры, показать свои профессиональные качества и графические навыки в работе над светотеневым рисунком гипсовой фигуры.

До выполнения основного рисунка женской гипсовой фигуры в полный рост надо детально проанализировать торс - наиболее сложную по пластике часть. На рисунке изображено пять поперечных сечений женского торса. По ним можно изучить форму основных характерных уровней. Изображая женский торс с натуры, надо остерегаться внешнего контурного рисования. Зная характер формы основных уровней торса, можно передавать пластику на рисунке более осмысленно.

Анатомическая структура мышц и костная основа скелета также влияют на внешние формы тела человека. Поэтому кроме основных сечений на рисунке приведены анатомические рисунки мышц торса.

На нижнем левом рисунке хорошо видны большие грудные мышцы, передние зубчатые мышцы, прямые и косые мышцы живота, средняя прямая часть трехглавой мышцы ног, подвздошно-поясничные мышцы, приводящие мышцы бедра и др.

На нижнем правом рисунке видны широчайшая мышца спины, мышцы лопатки (большая и малая, круглая, подостная), передняя зубчатая мышца, косая и прямые мышцы живота, гребень подвздошной кости таза, средняя ягодичная мышца, напрягатель широкой фасции (сухожилия) бедра, большой вертел, большая ягодичная мышца, подвздошно-большеберцовый тракт, подвздошно-поясничная мышца.

На верхнем рисунке видны трапециевидная (капюшонная) мышца, мышцы лопаток, мышцы руки (дельтовидная, трехглавая), седьмой шейный позвонок.

На рисунке ниже приведены конструктивно-структурные рисунки женского гипсового торса. Рисунок а - трехчетвертное положение торса. Хорошо видна средняя линия торса. Она начинается от яремной впадины, по грудине идет до мечевидного отростка, затем скользит по животу до лобкового сочленения. Плечевой пояс определяется расстоянием от яремной впадины по ключицам до акромиальных отростков лопатки. Схема плечевого пояса представляет собой ромб, если на него смотреть сверху. На рисунке а мы видим его снизу.

Очень важно для правильного построения найти расстояния от яремной впадины до акромиальных отростков, от них - до сосков молочной железы и до пупка.

На рисунке «а» также видны поперечные и продольные сечения, определяющие сложную пластику формы торса.

На рисунке «б» изображено профильное положение торса. Кроме упоминавшихся поперечных и продольных сечений, на рисунке выделен таз. Для женской фигуры правильно нарисовать тазовую область - особая трудность и значимость. Следует правильно найти гребни подвздошных костей таза, большой вертел (вертлужную впадину), седалищные кости.

На рисунке представленном ниже изображен женский гипсовый торс с пометкой основных светотеневых отношений.

На рисунке торса хорошо видны контрольные точки - маяки, по которым следует проверять построение рисунка торса:

  • яремная впадина;
  • акромиальные отростки лопаток;
  • соски молочных желез;
  • конец мечевидного отростка грудины;
  • точки, определяющие величину надчревного угла (нижние края десятых ребер и конец мечевидного отростка);
  • пупок;
  • точки на подвздошной кости таза.

Рисунок гипсового женского торса можно оценивать в линейно-конструктивной стадии и с прокладкой только основных светотеневых отношений. Сильные рисовальщики могут выполнить законченный светотеневой рисунок.

Как уже отмечалось, для выполнения основного задания выбраны два варианта:

Рисующий должен знать, что он изображает. Поэтому перед выполнением рисунка нужно изучить искусствоведческую и историческую литературу об объекте изображения.

Выбор редакции
Резиновые сапоги — настоящий «маст-хэв» в осеннюю и весеннюю погоду. Сегодняшние производители радуют глаз многочисленными вариациями...

Вы любите брюки, но не уверены, подойдет ли вашей фигуре определенная модель и не знаете, как подобрать брюки? Тогда нужно непременно...

Где искать золото? Большинство желающих попробовать мыть золото идут на любую речку и пытаются искать золото. Для опробования просто...

Основу аппаратного педикюра составляет применение особого косметологического приспособления с различными насадками. Педикюр аппаратный в...
Когда именинник интересуется садом либо огородом, презенты должны быть в тему. Вопрос, какой подарок для дачи пригодиться больше всего,...
С помощью декоративной косметики профессиональные визажисты умело скрывают существенные недостатки, визуально меняют черты и даже форму...
Масла могут использоваться самые разные. Фактически, любые жиры, здесь большое поле для экспериментирования. Растительное подсолнечное...
40 недель беременности, а роды не начинаются: что делать? Нормой считаются роды на 39-40 неделе беременности. Однако природа не всегда...
Тату Элджея в сочетании с его белыми глазами, великолепно дополняют его эпатажный образ. Японская тематика, модные тренды последних лет,...